...Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Антон Павлович Чехов
Творчеством мы называем такую деятельность, которая направлена на создание чего-либо принципиально нового, того, чего еще не бывало в мире. Творческое мышление, соответственно, такой образ мыслей, который способен генерировать новые образы, идеи, решения. На самом деле в той или иной форме творческое мышление присуще каждому человеку.
Невозможно жить и пользоваться только усвоенными алгоритмами на все случаи жизни и не решать в повседневности небольшие творческие задачи. Но в данном случае мы говорим о творчестве с большой буквы — о Художественном творчестве.
Первые основы художественного творческого мышления закладываются еще в детстве и развиваются по мере взросления и становления человека. Задача педагога увидеть задатки художественной мысли у ребенка и развить их. В детской художественной школе № 1 г.Екатеринбурга созданы все условия, необходимые для этого.
Основной сутью творческого мышления является новизна. Исходя из этого, можно выделить несколько направлений развития способности к творчеству.
Важным умением творческого человека является способность взглянуть на мир со стороны. Для развития этой способности художник должен иметь знание о том, что представляют собой «другие стороны» восприятия мира. Кроме того, в творческом акте большую роль играет рекомбинирование, перестановка, изменение положения уже известных элементов. Поэтому обладание всей полнотой художественной культуры существенно расширяет возможности для творчества.
С другой стороны, творец способен созидать новое на пустом месте, в неопределенной ситуации, когда привычные алгоритмы мышления не дают решения проблемы.
Умение воспринимать искусство повышает способность к творческому мышлению. Развитию этого умения помогает изучение образцов изобразительного творчества на примере шедевров прошлого, понимание художественных законов, мировоззрения и индивидуальности мастера; языка искусства, техник и технологий, с помощью которых выполнены шедевры, поражающие нас до сих пор.
Художник может увидеть предмет под новым углом зрения, расширить возможности материала, распознать его новые функции и свойства. Это особенно важно в наше время, когда новые материалы и технологии появляются каждый день.
Развивая творческие способности, важно помнить о препятствиях которые могут помешать этому. Самые серьезные среди них: подражательство, стремление быть похожим на других; неуверенность в собственных силах, мешающая воплотить собственную уникальную идею; завышенная оценка новизны своих идей, не дающая возможности развиваться дальше. Все эти проблемы устранимы расширением запаса знаний, участием в профессиональных конкурсах среди юных художников, равных по уровню подготовки, общением в доброжелательной профессиональной среде. Такие возможности дают специализированные учебные заведения, такие, как ДХШ № 1 г.Екатеринбурга.
Вбирая в себя новое, творец не оставляет без внимания великие образцы прошлого. Человечество не стоит на месте. Оно развивается: меняется психология, приходят и уходят моды, изменяются мировоззренческие установки. И художник, опираясь на свои знания, интуицию и мастерство, творит образ все время меняющегося мира.